Главная / Дневники / Бурятские записки

Бурятские записки


05.08.07.
Приехали сегодня в Улан-Удэ. Разница во времени 5 часов — просто ужас, думал, в поезде буду постепенно перестраиваться, ничего не получилось.
Город сам по себе впечатления не произвёл. Разномастый. Бревенчатые домики как в Сибири, газоны как в Волгограде, Арбат как в Саратове, пятиэтажки как везде. Ну, засилье праворульных машин бросается в глаза; постепенное увеличение их числа мы наблюдали ещё из поезда, как только переехали Урал. Трамвайчик ходит. Троллейбусов нет, маршрутки — корейские микроавтобусики. Здания старые есть, некоторые интересные, да.
Завтра попробуем выбраться в поле, если решим проблемы с машиной и водителем.

06.08.07.
До чего же всё-таки страшная дыра этот Верхнеудинск. Поскорее бы уже в поле.

07.08.07.
Выехали-таки вчера в поле. Возможная локализация гибридной зоны наших хомячков предполагается в междуречье Селенги и Чикоя, это сто с лишним километров к югу от Улан-Удэ. Почти весь вчерашний день шёл несильный, но мокрый дождь. Довольно долго искали место. Рассчитывали найти какие-нибудь поля, но полей не оказалось. Жители окрестных деревень хором уверяют, что никто ничего не сеет уже лет десять как минимум, живут в основном скотоводством, а ещё собирают коноплю.
Хоть наша проводница — ботаник из местного университета — и уверяла нас, что почти всё бурятское население сосредоточено в Улан-Удэ, а деревни-де «все русские», я ни одного русского лица в деревнях пока не видел.
Буряты местные держат коров, кое у кого огороды (глава администрации местный сказал, что у 30% и скота нет, — живут на пенсии да на пособия).
Природу описывать, наверное, почти не буду. Лучше, как известно, один раз увидеть. Помню, когда был маленький и читал описания природы в классической художественной литературе, для меня это было полнейшей абстракцией. Не видев того, о чём идёт речь, читать бесполезно. Скажу лишь, что здесь растут сосны, встречается вяз и посадки тополя, между ними степь, вдалеке в дымке невысокие горы.
Хомяков поймалось много в первый же день. И ничего, кроме хомяков.
Погода в целом пристойная. Временами начинающийся дождь не даёт забыть о том, что всё могло бы быть гораздо хуже.

08.08.07.
Водителю нашему 26 лет. При нём юнга — брат — пятнадцатилетний. Спрашивает нас про Москву: «А Москва на какой реке стоит?». Мы объясняем, что, дескать, Москва стоит на Москве-реке, есть такая река, поменьше Селенги. Тот хмурит брови: как же так, такой большой город, на такой маленькой реке. Мы разводим руками: так уж мол, получилось, подкачала немного речка. Москва-река впадает в Оку, а Ока в Волгу. «А Волга куда, в Байкал?»

09.08.07.
Итак, Нур-Тухум — это: сосны, щёлкающие кобылки, пищухи, ворон, кричащий журавлём, лёд в колодце, черепа сусликов и много-много хомяков.

12.08.07.
Третий день стоим на берегу Чикоя. Хомяки есть.
Поймали щитомордника, поначалу были почти уверены, что это полоз. Потом поймали полоза, приняли его за щитомордника.

13.08.07.
Вообще я от бурятской природы, признаюсь, ждал чего-то более экзотического. Степь как степь, примерно как под Волгоградом. Повсюду растёт мелколистный вяз, образуя некое подобие саванны. Наташа, ботаник, говорит, что вид нативный и жизненная форма тоже вполне характерная для этих мест. Он тут самосевом заселяет поля, брошенные лет 10-15 назад и чувствует себя, видимо, очень неплохо. Называется всё это умным словом «парковая лесостепь».
Горы, однако, красивые.

14.08.07.
Вчера внезапно подул сильный ветер, и всё небо заволокло серыми тучами. (Литературным штампам не место на страницах нашей печати). Сегодня весь день идёт дождь. Очень мокро. Палатка протекает.
Юнга Константин выдал очередной перл. Его брат опять расспрашивает нас о Москве, — какие там, например, растут деревья?.. «Там МОХ» - подсказывает Костик.

15.08.07.
Вчера был безумно красивый закат с двойной радугой через всю реку. Сегодня день тёплый и ясный. Переехали на правый берег Чикоя, — здесь должны водиться уже другие хомяки. Поставили все ловушки, завтра посмотрим.

16.08.07.
Опять бьём все рекорды по числу пойманных хомяков за одну ночь. От них уже просто некуда деваться, они повсюду, как у Матроскина молоко.
Здесь опять попадаются кости сусликов, но самих сусликов нет. Похоже, что они жили здесь когда-то, потом, когда уменьшился выпас, трава стала выше, сусликам стало плохо, и они исчезли. А вместо них пришли пищухи. Утром и вечером они переливчато свиристят, а в течение дня только посвистывают.

18.08.07.
Человек уехал из города подальше и вот он, вместо того, чтобы общаться с природой, сидит около костра на пластиковой на пластиковой канистре и пялится на свои убогие котелки; он привязан к ним, они связывают его с остальной жизнью, кривенькие закопчённые котелки. Вокруг валяются грязные миски, пустые пластиковые бутылки, в нескольких метрах пытается улететь полиэтиленовый пакет, ещё дальше, за бугром, ровно шумят на ветру сосны, а ещё дальше — со всех сторон горы, северные склоны покрыты лесом, южные — степью. Но этого человек уже не видит.

19.08.07.
Может показаться странным, но, по моим наблюдениям, мироощущение местных буддистов не сильно отличается от среднехристианского. Доминирует мотив поклонения высшим силам и вера в чудеса. Бурятская девушка Сосома, которую мы подвезли от Новоселенгинска до парома, ездит автостопом по разным буддийским местам. Что для неё буддизм? Дацаны, ламы... Если поклоняться разным буддийским святыням, можно вылечиться от болезней, даже (конечно же) от рака. Понятие «молиться Богу» в её мировоззрение помещается вполне органично. Спросив меня, какого я вероисповедания, она явно рассчитывала услышать, что я христианин, и заранее заготовила целую ответную речь о том, что Бог всё равно один независимо от религии, и т. д. и т. д. Мой ответ о том, что я неверующий, оказался для неё настолько неожиданным, что в растерянности она всё же выдала мне всю свою речь о сравнительном религиеведении.
Так что противоборства культур действительно нет. Русские могут недолюбливать бурят, но при этом уважают и перенимают их обычаи. И поучают нас, москвичей: у нас, в Бурятии, принято делать так-то... Например, проезжая мимо бурхана — священное место, — надо обязательно остановиться и выпить водки.

26.08.07.
Ну вот мы и вернулись. Во второй раз Улан-Удэ уже не оказал столь угнетающего впечатления. Хотя Иркутск (у меня было минут 15, пока стоял поезд) мне понравился гораздо больше. Всякая бурятская аутентичность на сувениры друзьям была куплена в последний момент в сувенирной лавке на Улан-Удинском Арбате, ибо нигде больше никаких следов национальной бурятской материальной культуры мне не попадалось (не снимать же ленточки с обо). Ещё на центральном рынке было куплено пять кедровых шишек (кедров нам увидеть тоже не довелось). Уже в поезде у проводницы купил диск с бурятской национальной музыкой, буду слушать. В общем, экспедиция удалась. Ботинки, купленные ещё в 1999 году, пришлось выбросить.


Бурятские фото

© 2007 Георгий Рюриков < >