Главная / Статьи и заметки / Откуда Рюриковы пошли есть


Откуда Рюриковы пошли есть



***

      Почти всякий раз, когда мне приходится называть незнакомым людям свою фамилию, я слышу стандартный вопрос: «Ого, из Рюриковичей, что ли?» – Ага, «очень приятно, царь»…
      А на самом-то деле как?


***

      Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде...

      Ниточки, ведущие к происхождению фамилии Рюриковых, ведут действительно в Новгород. Но только в Нижний. Из Нижнего Новгорода был родом мой прадед, Николай Иванович Рюриков. В Нижнем Новгороде, на Тихоновской улице (ныне ул. Ульянова) в Сретенской церкви служил дьяконом мой прапрадед, Иван Александрович Рюриков. В губернский город он перебрался из Тольского Майдана, села в Лукояновском уезде, что на юге Нижегородского края. Там, в Троицкой церкви, служили священниками его отец, дед и прадед.
      Построена эта церковь была в 1799 году, и обслуживала два прихода. Первым её священником был Иоанн Добролюбов, прадед известного литературного критика Н. А. Добролюбова. В ней же служил священником Фёдор Степанов, он, кстати, тоже приходится Н. А. Добролюбову прадедом по другой линии. Одного из сыновей Фёдора Степанова звали Пётр. Как гласит семейное предание, в семинарии за отлично написанный реферат про княжение Рюрика он получил фамилию Рюриков, которую и передал своим потомкам… Так, с лёгкой руки начальника семинарии, и ношу я (и мои родственники) причудливую «княжескую» фамилию.
      Сестра Петра Фёдоровича Рюрикова, Мария Фёдоровна, вышла замуж за дьякона Ивана Ивановича Добролюбова, сына уже упоминавшегося священника. Их сын, Александр Иванович Добролюбов, получил приход в Нижнем Новгороде; и дом его на Лыковой дамбе – благодаря его знаменитому сыну – сейчас является музеем.
      Второй раз породнились Рюриковы с Добролюбовыми, когда Александр Петрович Рюриков (сын Петра Фёдоровича Рюрикова и тоже священник в Тольском Майдане) женился на Александре Ивановне Добролюбовой, сестре Александра Ивановича Добролюбова (и тётке Н. А. Добролюбова). Брат Александра Петровича, Иван Петрович Рюриков, был старше Н. А. Добролюбова на несколько лет и учился вместе с ним в семинарии.
      У Александра Петровича была большая семья, о его детях и их потомках, наверное, имеет смысл рассказать по отдельности (хотя о всех, наверное, не получится). Из его сыновей один стал священником, один – дьяконом, один – учителем, один – врачом…


***

      В историческом центре Нижнего Новгорода, – на Верхневолжской набережной, в части её, выходящей к Кремлю, стоит красивое здание, в котором до революции находилась контора пароходства «Волга», а в наше время – Дом архитектора. (Он вплотную примыкает к зданию медицинской академии, где до революции располагалась Нижегородская духовная семинария, в которой учились… впрочем, там училось много и других ставших впоследствии известными людей). В Доме архитектора работает Зоя Александровна Рюрикова, прапраправнучка Александра Петровича Рюрикова и моя пятиюродная сестра. У неё свое небольшое архитектурное бюро.
Нижегородская медицинская академия (слева – Дом Архитектора)
      С Зоей Рюриковой я познакомился в свой первый визит в Нижний Новгород (это было в 2008 году). Мы договорились с ней встретиться у памятника Чкалову. Она меня признала сразу, а я её – нет, хотя и не подал виду. Зоя показала мне город, и она же сводила меня в музей Добролюбова на Лыковой дамбе, где под лестницей висит огромное генеалогическое древо Добролюбовых, Рюриковых и ещё нескольких семей, тесно сплетённых друг с другом. Зоя призналась мне, что сама идёт в этот музей в первый раз. Что ж, себя я на этом древе нашёл, а вот Зои (и всей её ветки) там не оказалось...
      В Нижнем же Новгороде живёт Татьяна Павловна Виноградова[1] – замечательный человек, благодаря которому я знаю многое про историю моей семьи. Татьяна Павловна, потратив часть своей жизни на преподавание сопромата, в какой-то момент заинтересовалась тем фактом, что состоит в родстве с Добролюбовым. С этого началась её кипучая и плодотворная деятельность в области истории и краеведения, одним из результатов которой является её книга «Нижегородская интеллигенция. Вокруг Н. А. Добролюбова».
      С Виноградовой познакомила меня тоже Зоя. Татьяна Павловна встретила меня исключительно гостеприимно и радушно, несколько раз спросила, не обижен ли я, что она по-простому «принимает меня на кухне»… Должен сказать, что кухня её (где на меня всё время падала какая-то маленькая полочка, под которой я сидел) в присутствии хозяйки была наполнена таким замечательным человеческим теплом и участием, что её смело можно было назвать одним из самых уютных мест на Земле...
Дом-музей Н. А. Добролюбова (2008 г.)
      В информационном плане эта поездка была для меня настоящим прорывом. Книга Т. П. Виноградовой, в которой подробно рассказывалось о моих предках, огромное красочное генеалогическое древо — всё это так отличалось от скупых и разрозненных воспоминаний моего деда и моей мамы! С удивлением обнаруживал я на древе многих известных людей, – например, академика Стеклова[2], известного математика, лицо которого мне запомнилось с детства по портрету, который висел у нас в классе (он сын сестры Н. А. Добролюбова – Екатерины Александровны)... Здесь и знаменитый дирижёр Геннадий Рождественский[3] (он правнук деверя Анны Александровны, другой сестры Н. А. Добролюбова). На этом же древе можно найти и саму Т. П. Виноградову, – ведь она правнучка Александра Петровича Рюрикова… Можно найти там и многих других интересных людей, о которых пойдёт речь впереди, и многих, о которых речь не пойдёт...
      Но вернёмся к детям А. П. Рюрикова.


***

      Одному из его сыновей – Владимиру Александровичу Рюрикову – Зоя приходится праправнучкой. Он тоже был священником. Сын Владимира Александровича, протоиерей Николай Владимирович Рюриков[4] (Зое он приходится прадедом), имел мужество активно проповедовать свою веру в сложное для церкви послереволюционное время. По статье о контрреволюционной агитации его осуждали дважды – в 1927 и в 1937 гг. За первым последовала ссылка в Восточную Сибирь на три года, за вторым – десятилетний срок лагерей. Николай Владимирович скончался в Локчимлаге в 1943 году. В 2007 году Православной церковью он как новомученик причислен к лику святых. Так что у нас в семье есть даже свой святой.

Иван Александрович Рюриков
      Другой сын Александра Петровича Рюрикова – мой прапрадед, дьякон Сретенской церкви в Нижнем Новгороде Иван Александрович Рюриков, которого я упоминал в самом начале.

      Как известно, дети священнослужителей в значительной мере пополнили ряды внесословной интеллигенции, которую советская историография называла «разночинцами». Конец XIX – начало XX века, Нижний Новгород... Это время революционных кружков, время творчества А. М. Горького и Н. А. Добролюбова (тоже, кстати, сына священника), время борьбы за социальную справедливость, борьбы, которую позже назовут революционной...

       Старший сын дьякона Ивана Рюрикова, Борис, отучившись в духовной семинарии, не захотел следовать по родительскому пути, и уехал в Казань, где поступил в ветеринарный институт. Но уже со второго курса он был из института исключён за активное участие в революционных кружках. Проведя несколько месяцев в казанской тюрьме, вернулся он в Нижний Новгород сильно ослабленным и с больным сердцем. Впрочем, это не помешало ему сблизиться с местными социал-демократами, которые составляли окружение А. М. Горького, и активно участвовать в их деятельности. Результат – взятие под стражу и заключение в Нижегородский острог. Здоровье его ухудшилось ещё сильнее, и через два месяца его освободили уже в очень плохом состоянии. Спустя несколько дней он умер.
      Биография молодого революционера, погибшего в результате (как было принято писать в годы моего детства) «заключения в царских застенках», – тоже своего рода икона, но, разумеется, в рамках своей идеологии. Похороны Бориса Рюрикова стали чем-то вроде политической демонстрации. Принято считать, что именно этот эпизод лёг в основу сцены похорон революционера Егора Ивановича из романа Горького «Мать». Позволю себе процитировать небольшой фрагмент:

      Над могилой встал высокий молодой человек без шапки, с длинными волосами, чернобровый, бледный. И в то же время раздался сиплый голос начальника полиции:
       — Господа...
       — Товарищи! — громко и звучно начал чернобровый.
       — Позвольте! — крикнул полицейский. — Объявляю, что не могу допустить речей...
       — Я скажу всего несколько слов! — спокойно заявил молодой человек. — Товарищи! Над могилой нашего учителя и друга давайте поклянёмся, что не забудем никогда его заветы, что каждый из нас будет всю жизнь неустанно рыть могилу источнику всех бед нашей родины, злой силе, угнетающей её, — самодержавию!
       — Арестовать! — крикнул полицейский, но его голос заглушил нестройный взрыв криков:
       — Долой самодержавие!
       Расталкивая толпу, полицейские бросились к оратору, а он, тесно окружённый со всех сторон, кричал, взмахнув рукой:
       — Да здравствует свобода!
       ...

Нижегородский острог (2008 г.)

      Не только старший сын дьякона Ивана Рюрикова отличался политической неблагонадёжностью. Дочь Юлия – самая младшая из его детей – начала привлекать к себе внимание полиции, ещё будучи гимназисткой. Кружки, листовки, «неблагонадёжные» знакомства, собрания (в которых участвовал и её старший брат Николай) – всё это, видимо, доставляло много опасений и хлопот пожилому дьякону. Решительная и своенравная, Юлия Рюрикова в двадцатилетнем возрасте отправляется в Швейцарию и поступает в Женевский университет на медицинский факультет. Успешно окончив курс, она вернулась в Россию с двумя детьми (их отцом был писатель Сергей Терентьевич Семёнов[5], с которым Юлия Ивановна познакомилась в Швейцарии).
      Правнук Юлии Ивановны – Кирилл Рюриков (увлечённый живописью юрист) – живёт в Москве. Мне он приходится четвероюродным братом. Его отец – дипломат Дмитрий Рюриков[6], а дед – литературный критик и публицист Борис Рюриков[7] (сын Юлии Ивановны).
Николай Иванович Рюриков

      Ну, Николая Ивановича Рюрикова, моего прадеда – ещё одного сына дьякона Ивана Рюрикова, – я упомянул уже, кажется, дважды. Пришло время рассказать и про него.
      Учиться он поехал в Московский Университет; окончив курс, стал преподавателем. Был учителем в гимназии, сначала в Бежецке (Тверская губ.), потом в Данкове (Рязанская губ.), преподавал историю и словесность. В должности учителя гимназии он встретил революцию, и добросовестно продолжал работать уже в советской школе. О его отношении к совершившимся переменам сейчас судить сложно. Есть указания на то, что его симпатии были на стороне партии меньшевиков, но Советской власти он был вполне лоялен. (Однажды, правда, он в шутку пожаловался моей маме, что-де до революции он был «ваше высокоблагородие», а стал «шкраб»).
      В двадцатые годы Николай Иванович ушёл из школы в библиотечные работники и перебрался в Москву (был заведующим Пушкинской библиотеки на Спартаковской, потом до самой пенсии работал в библиотеке им. Покровского на тогдашней Большой Коммунистической).
      В первом браке (с Зинаидой Ивановной Соколовой) у Николая Ивановича родилось (ещё до революции) двое детей – Зоя и Георгий. Впоследствии Николай Иванович разошёлся с женой, Зинаида Ивановна вышла замуж за известного педагога и общественного деятеля Альберта Петровича Пинкевича[8], – в этой семье и рос мой дед, Георгий Николаевич Рюриков (Зоя Николаевна жила с отцом).


***

      От Пинкевича в нашей семье остался альбом с фотографиями, чудесный книжный шкаф с выдвижными застеклёнными дверцами («шведско-американская мебель») и огромный дорожный шкаф-чемодан, в котором мы до сих пор храним зимние вещи в тёплое время года.
      В 1937 году Альберт Петрович получил «10 лет без права переписки», и только в пятидесятые стало известно, что на самом деле он был расстрелян. Зинаида Ивановна была выслана в Казахстан, и мой дед (ему было 23) остался один с малолетним единоутробным братом и его няней, которая жила в семье (от большой квартиры Пинкевича на Зубовском бульваре им оставили одну комнату).
      К этому времени Георгий Николаевич имел специальность техника-разведчика (окончил геолого-разведочный техникум) и между прочими делами успел отучиться два года в институте стали.
Г. Н. Рюриков и Л. Е. Ушверидзе
      И примерно с этого времени он начинает ездить в геологические экспедиции. Сначала это был Южный Казахстан – в качестве сотрудника Каратауской экспедиции, относившейся к НИУИФ – Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам (в народе название этого института переиначивали, так что получалась очень неприличная аббревиатура; позднее эта шутка легла в основу легенды, что институт с таким названием действительно существовал).
      Потом – Средняя Азия, Куликолонская экспедиция. Куликолонская экспедиция занималась поисками кварца, который был ценным стратегическим сырьём (используется в радиоэлектронике). Во время войны дед не оказался на фронте именно потому, что был ценным специалистом в области, имевшей важное значение для оборонной промышленности. Примерно в 1940 году он познакомился со своей будущей женой – Лали Евсеевной Ушверидзе[9]. Она тоже была геологом, и в Средней Азии в они уже работали работали вместе. В 1945 году у них родилась дочь Татьяна (моя мама).
      Кварц в Средней Азии так и не нашли, деятельность Куликолонской экспедиции была свёрнута, и активность перенесена в Южную Якутию, на Алданский щит, где месторождения кварца были. С 1943 года Георгий Николаевич вместе с Лали Евсеевной работают уже в Алданской экспедиции.

      В послевоенное время жизнь нашей семьи приобрела некоторую размеренность: полевой сезон (в отдельные годы – и не только) Георгий Николаевич и Лали Евсеевна проводят в Якутии, подрастающую дочь или берут с собой, или оставляют с няней. На лето дед имел возможность (зарабатывал неплохо) снимать дачу под Москвой (ст. Зеленоградская), куда выезжали Николай Иванович со своей второй женой, внучкой и её няней.
      Няня (её звали Александра Петровна Макарова) была простой деревенской женщиной, что называется, «из народа», и общение с ней немножко приоткрыло моей маме довольно необычный для неё мир. Няня была необразованна, едва умела писать, и всё время говорила какие-то глупости. То, по её словам, в тридцать седьмом году творились какие-то ужасы, которые она не могла толком описать, – хотя советской девочке было из учебников прекрасно известно, что ничего особенного в это время в стране не происходило, то в тридцать девятом была какая-то война, хотя, как всем известно, никакой войны ни с кем не было, а война была позже, и т. д...
      Николай Иванович работал в библиотеке до 1953 года, исправно получал почётные грамоты и даже был удостоен Ордена Красного Знамени, а вот жильём его так и не обеспечили (хоть и многократно обещали), – так и жил он в сыром подвале на Спартаковской, куда его «временно» поселили ещё в довоенные годы вместо другого «временного» помещения.
      А вот следующее поколение уже смогло поучаствовать в «глобальном исходе москвичей из общих ульев в личные гнёзда». К концу пятидесятых Георгию Николаевичу удалось стать членом ЖСК, сколотить необходимую сумму денег (весьма по тем временам немаленькую) и, наконец, в начале шестидесятых переехать с женой, дочерью и Александрой Петровной в новую отдельную квартиру в Измайлово. К этой квартире уже относятся и мои личные – самые ранние – воспоминания. И именно сидя в этой квартире я сейчас ставлю точку в этой истории, – что, впрочем, не значит, что она не имеет продолжения...


Арсений Георгиевич Рюриков (род. 2011 г.)




      Ссылки:
      1. ↑  Т. П. Виноградова на сайте ННГАСУ
      2. ↑  В. А. Стеклов в Википедии
      3. ↑  Г. Н. Рождественский в Википедии
      4. ↑  Н. В. Рюриков на сайте Нижегородской духовной семинарии
      5. ↑  С. Т. Семёнов в Википедии
      6. ↑  Д. Б. Рюриков в Википедии
      7. ↑  Б. С. Рюриков в Википедии
      8. ↑  А. П. Пинкевич в Свободной энциклопедии Урала
      9. ↑  Сайт, посвящённый творчеству Л. Е. Ушверидзе








      Москва, май 2015.





© 2007 Георгий Рюриков < >